(† 750?), прп., исп. (пам. 28 февр., пам. зап. 27 февр.), жил в К-поле в 1-й период иконоборчества при визант. имп. Льве III Исавре. Подвизался в одном из К-польских мон-рей, был учеником и сподвижником исп. Прокопия Декаполита. За приверженность иконопочитанию вместе с Прокопием подвергся пыткам и был заточен в темницу. После смерти Льва III (741) продолжил богоугодную жизнь до своей праведной кончины.
Возможно, происходил из обл. Десятиградие (Δεκάπολις, в Заиорданье), однако в греч. синаксарях В. не назван Декаполитом, т. о. есть вероятность, что в рус. календарях он получил это прозвание по аналогии со своим учителем Прокопием.
Жития В. Д. не существует, он упомянут в неизданном житии исп. Прокопия (Efthymiadis S. La Vie inédite de S. Procope le Décapolite (BHG, N 1583) // AnBoll. N 108. 1990. P. 313-319).
Память В. Д. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв., без богослужебных указаний (Mateos. Typicon. T. 1. P. 240). В Евергетидском кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423) и Мессинском 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 125) Типиконах 28 февр. указывается служба В. Д. с «Аллилуия». По Евергетидскому Типикону последование В. Д. соединялось с последованием сщмч. Протерия, в високосные годы оно переносилось на 29 февр. В Мессинском Типиконе память В. Д. указана вместе с памятью прп. Акакия Синайского, описание службы отсутствует. В Студийских Минеях выписывается только служба В. Д. (Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 54).
В древнейшей редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40) память В. Д. также указывается вместе с памятью прп. Акакия. В первопечатном Типиконе 1610 г.- вместе с памятью сщмч. Протерия, хотя последование священномученику не поется (только в конце службы приводится его кондак - Л. 596-596 об.). Др. печатные греч. (1577) и рус. Типиконы (московский 1633, используемый ныне в РПЦ, в к-ром помещена служба с тропарем) указывают только память В. Д. (служба с «Аллилуия»).
Корпус песнопений В. Д., бо́льшая часть к-рых приводится уже в студийских Типиконах и Минеях, включает в себя: тропарь 1-го гласа: « » (он был добавлен в службу не ранее кон. XVII в.; до этого в день его памяти предполагалось совершение службы с «Аллилуия» - все памятники старше кон. XVII в., а также совр. греч. Минея не упоминают тропаря); кондак 2-го гласа, на подобен «Вышних ища»: « » (в московских печатных Типиконах 1610, 1633 гг. кондак иной, 4-го гласа: « »); канон 4-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τῆς πίστεως βάσιν σε γινώσκω Πάτερ. Θεοφάνους» ( ), ирмос: «Θαλάσσης, τό ἐρυθραῖον πέλαγος» ( ), нач.: «Τὴν βάσιν, ἐπὶ τὴν πέτραν θέμενος, Πάτερ τῆς πίστεως» ( ). Самогласнов в службе нет, есть 3 подобна.
В. Д. изображается обычно в монашеских одеждах, соответствующих чину великосхимника. Изображения: на миниатюрах рукописных Минологиев - Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 426, 976-1025 гг.), Paris. gr. 1589, XII в. (вместе с Прокопием); оглавный образ В. (прп. Василия Нового (?), память 26 марта) в медальоне представлен в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 47 об., XV в.); в настенных минологиях церквей, свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг. (погрудно), Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (под 27 февр., вместе с Прокопием); на минейных иконах на февраль (напр., XVI в., ВГИАХМЗ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Сохранился поясной образ святого работы Симона Ушакова, выполненный в 1670 г. «по обещанию околничего Василия Семеновича Волынского» (ГТГ. Инв. № 13944) - прямолично, в темно-коричной мантии, схиме и куколе с красными крестами.
В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Большакова), указано на сходство обликов В. Д. и его сопостника Прокопия Декаполита: «Рус... риза преподобническая, испод вохра с белилом»; в прориси этого подлинника святой изображен в рост, волосы средней длины, «кудреваты», округлая длинная борода, руки сложены в молитвенном жесте перед грудью (ладони вовне). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, встречаем добавление к иконографии святого: «В руках икона Спасителя».